Вернуться на главную

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Информология. Оглавление

ИНФОГРАФИЯ. Введение

 

Линии и фракталы. Парадокс судьбы.


«Все, что нарисовано природой, нарисовано не просто так. В каждую мелочь: от линий на ладони и до узора снежинки, заложен великий смысл», – уверено человечество. «Совершенно необязательно», – отвечает занудливая наука информология. Точнее так: смысл заложен не там, где удобно его искать. Линии, конечно, имеют закономерности: они бывают длинными и короткими, ровными и кривыми, но смысла в этом заложено ровно столько, сколько мы его заложили. На самом деле смысл не всегда заложен даже в слова, в прописные истины, предложенные человечеству в виде книг.

Линии и узоры, нарисованные природой, для трактовки человеком не предназначены. Причина одна: это нарисовано не для нас. Цель инфографии, как раздела информологии, никак не справочник по трактовке линий судьбы. Это попытка понять, откуда берутся графические проявления инфозоны. Почему они возникают, для каких целей предназначаются и зачем демонстрируют закономерности, которые позволяют их трактовать.

Первая тема инфографиисинхронизация – процесс, образующий первичные линии, основу свободных фракталов. Приведу бытовой пример. Идут по тротуару три пешехода. Двое идут в одном направлении с разной скоростью, один идет им навстречу. Рано или поздно двое идущих в одну сторону с разной скоростью поравняются между собой. И с тем человеком, который идет навстречу, рано или поздно каждый из них поравняется. Но! С подавляющей статистической вероятностью все три пешехода поравняются на одной линии. Кто не замечал это удивительное явление до сих пор – прошу обратить внимание!
Или... пьяный пешеход и одинокий столб посреди поляны – анекдот, который преследует человечество с тех пор, как оно изобрело столбы и пьяниц-пешеходов. Еще интереснее, когда пьяный велосипедист или байкер. Чем сильнее человек желает разъехаться со столбом, тем вернее он в него въедет. Никакого парадокса! Чистейшая информология, а точнее информография. И то явление, и это, и многие подобные – суть одного и того же процесса синхронизации – особого подхода природы информационной к природе физической. Объясню…


Информационная природа обрабатывает информацию постоянно. На наших носителях, поскольку своих не имеет. Обрабатывает, казалось бы, вещи, которые в обработке не нуждаются. Нужна ли такая услуга трем пешеходам? Что происходит, когда два незнакомых человека идут навстречу? Половина из них посмотрит друг другу в глаза. То есть, обменяются информацией. За секунду прокачают информации столько, сколько не «прокачивает» учитель за школьный урок. Причем информации многоуровневой, от простого: «Я тебя знаю или не знаю»? До сложных альменных файлов, когда взгляд встречного незнакомца может испортить настроение и даже подтолкнуть к самоубийству. (Черная шляпа, надетая встречным прохожим, нечаянно запустила программу, вложенную кем-то когда-то). Пожилые люди смотрят в глаза долго и пристально. Молодые не смотрят. У молодых людей и так голова трещит от информационных атак. Это объясняется перегрузкой (или недогрузкой) архивов. Заодно доказывает нашу, человеческую, чувствительность к «случайным», «невольным» информационным обменам. Лишний раз напоминает, что эти обмены имеют смысл, который мы не анализируем головой.

Почему образовалась «линия» из трех точек (в случае с тремя пешеходами) там, где, казалось бы, больше вероятность двух отрезков? Информационная природа (теон) обрабатывает информацию на человеческих биоплазменных «процессорах». Чем больше в массиве процессоров – тем больше инфы обработано за один подход, тем проще это сделать теону, который не ищет трудных путей. Предпочитает пути оптимальные. Если упростить задачу, получится чистая информатика: массив, допустим, рассчитан на три объекта, потому что тротуар имеет ширину, достаточную для трех пешеходов. Четвертому объекту в массиве появиться сложно – ему придется толкаться локтями или идти по газону. Можно (допустим) в массиве, рассчитанном на три объекта, обработать информацию двух взаимодействующих, а потом еще двух, но связать в одну задачу трех пешеходов одновременно – решение экономичное и удобное, поэтому три пешехода с максимальной вероятностью пересекутся на одной линии. То есть, выражаясь инфографическим термином – синхронизируются для удобства и оптимизации информационной обработки. Нарисуют первичную примитивную линию поперек тротуара, которую можно выразить графически: три человека ни с того ни сего на какой-то момент встали в ряд в определенной точке пространства. К чему это? – должны спросить хироманты, для которых линия – часть судьбы. Может быть, к дождю? Может, к снегопаду? Нет, просто к удобству информационной обработки ситуации, которая может вообще не иметь значения.

Рассматривая на тротуаре трех пешеходов, можно предположить, что подобные синхронизации происходят ежесекундно по всему городу. Если все спонтанные линии собрать на одной картинке, получится узор (фрактал). Он не сможет не получиться, потому что сам город сложен «узором». Если сравнить между собою «узоры» нескольких городов – в них найдутся закономерности, потому что города (построенные похожими людьми) как правило, похожи друг на друга. Узор получается из любых повторяющихся, относительно одинаковых объектов, а впечатлительный наблюдатель извлечет тайный смысл из чего угодно.

В связке «столб – пьяный велосипедист» возникает синхронизация другой модели. Человек видит столб и намерен его объехать -- массив из двух объектов, но какой интересный! Он называется: построение безопасных траекторий для объектов, один из которых весьма неустойчив. С точки зрения информационной природы, траекторию проще обработать, если максимально сблизить объекты. В итоге пьяный столб налетает на хорошего человека. Парадокс? Их бы развести… Но тогда теон лишится работы. Этак можно развести на безопасное расстояние что угодно, в итоге Вселенная расширится и перестанет являться Вселенной. Интересная модель синхронизации возникает, когда неопытный роллер летит с горы в поворот. Ищет газон помягче – в нем и окажется; выбирает глазами траекторию – пройдет по ней без проблем. Информационная природа сама создаст и обработает массив из роллера и трассы, сама задаст мышцам программу, которую человек на стрессе может и не заметить.

Синхронизация – явление не просто частое и не только графическое. Оно тотальное, даже если неочевидное. Всю на свете информацию теоны норовят обработать кучей. Любое событие имеет вокруг себя аналоги, выстроенные в хронологическом, геометрическом или любом другом логическом порядке. «Беда не приходит одна» – не инфологи придумали мудрую фразу. Произошла авиакатастрофа. За ней другая, третья. Год все тихо, а потом опять три катастрофы подряд. Никто не обращает внимания на синхронность событий. Все говорят: август месяц по гороскопу самый неудачный для авиации. В голову никому не придет, что теон, ответственный за освоение неба, тестирует какие-нибудь «узлы» и «детали». И делает это в августе, потому что (как все человечество), рассчитывает на глобальное потепление. Другой пример: человек победил в конкурсе пианистов. Ну и что? А он раз победил, второй победил… хотя играл «так себе», ничем не лучше других конкурсантов. Он далеко не самый достойный, однако взял и победил еще раз. Кто-то скажет: «везет дуракам». Хироманты найдут у счастливчика на ладони линию счастья. Скептики – богатого родственника. Но линия на ладони (также как русло перетекания денежных средств из кармана в карман) еще половина буквы. Неизвестно, какое слово оно образует. Ведь мы – значимые персоны только для аудитории, которую видим в зеркале. В масштабах Вселенной – мы песчинки на берегу океана, из которых лепят замысловатые образы, но был прилив – был отлив, и пляж опять гладкий.

Практический смысл явления синхронизации лежит на поверхности: понимая последовательность и закономерность событий, можно вовремя спрыгнуть с поезда, идущего к катастрофе, или наоборот, вскочить в последний вагон, который отправляется в лучшую жизнь. А для того чтобы знать, какой именно вагон на подходе, надо разобраться с «массивом». В информологии он работает по тем же принципам, что в информатике. Есть массив, в котором назначено некоторое количество элементов: ширина тротуара рассчитана на трех пешеходов, щемится четвертый – быть драке. Пока не поздно надо переделывать, «переписывать» весь тротуар. Человеку в казино везет только первый раз! Выиграл – успокойся. Дальше одни убытки. В год, как правило, случается три авиакатастрофы. Три случилось – можно смело лезть в самолет. Надо только понять, сколько именно элементов в массиве. А чтобы понять, нужно открыть глаза. Массив – вещь инертная, консервативная, как все на свете, что создано для комфорта. Как кресло, чья конструкция не менялась века и даже тысячелетия. Но и здесь не все просто.


…Следующий за синхронизацией шаг алфавита инфографии -- фрактал, который (утверждает Википедия), есть «множество, обладающее свойством самоподобия. Объект в точности или приближенно совпадающий с частью самого себя…», красиво сформированный и упорядоченный набор линий. Все просто – возьми образец, копируй и масштабируй, пока не получится феерическая картинка. И она получится. Примерно так и поступает материальная природа, пренебрегая возможностями природы информационной, пока не получает «раковую опухоль», красивую и большую. В классических фракталах не принята во внимание одна деталь – простое (точное) копирование и масштабирование – процесс, который утратил способность к саморазвитию.

В информологии фрактал – понятие более широкое. Фракталы, описанные современной энциклопедией, с четко повторяемыми и масштабируемыми фрагментами, называются «строгими, мертвыми». Эта зона творчества материальной природы. Область, которая информационной природе неинтересна, как испорченный станок, который заклинило на одной операции. То, с чем работает информология, называется «вольный, живой, активный фрактал». Сюда относятся русла рек, расположение кровеносных сосудов, узоры роговиц, (опять же) линии ладони, вытоптанные дороги, в особенности, лесные тропы. То же повторение элементов и масштабирование, но с одним дополнением: повторение и масштабирование допускает редакцию, что характерно главным образом для систем динамичных, развивающихся. Когда фракталы городов становятся похожими друг на друга, их поздно трактовать. Цивилизация уже не развивается, а тиражируется. (Как книга, которая написана и отдана в типографию). Совсем другое дело дикие тропы. Никогда не знаешь, куда они приведут.
Внимательные люди заметили, что несимметричные черты лица перед смертью человека вдруг становятся симметричны. А какая елочка простоит на обочине дольше, ровная и пушистая или корявая, лысая? Ясное дело, ровная простоит до нового года, пока до нее не доберется топор. Вопрос: что сделать, чтобы елочка пожила подольше? Отломать ей самые красивые ветки. Сделать несимметричной, лишить атрибута мертвых фракталов, чтобы «падальщик» с топором не принял ее за добычу. Статистика такова, что чашка с отколотым краешком служит хозяевам дольше, чем идеальная (симметричная). Не слишком красивые женщины легче выходят замуж. Не слишком радивые детки проще добиваются успехов в жизни, чем умники и отличники. Даже график авиакатастроф – фрактал по всем приметам живой. Что в первую очередь скажут общественности? Что в катастрофе принимал участие самый опытный экипаж, а самолет был архи-надежным. Просто настал месяц август, люди возвращаются из отпусков, и самолетам в небе становится тесно. Только потом у «блестящего» пилота найдут в крови алкоголь. Только потом признают, что надежные самолеты собирают из ненадежных деталей. Почему такая ерунда на каждом шагу? Потому что с живым фракталом, допускающим редакцию самого себя, теонам можно работать.

Откуда берутся фракталы? Мертвые фракталы в естественной природе берутся из систем, которые утратили смысл существования, но не потеряли энтузиазма существовать. Системы, которые продолжают себя копировать, не внося ничего принципиально нового. Берут количеством, не переходящим в качество. В природе пример тому – кристалл. Как частный случай, мертвые фракталы берутся из фантазий программистов, которым нечем себя заняться в рабочее время. Продукт такого творчества не только теон, даже хироманта не привлечет. Откуда берутся живые фракталы, которые провоцируют человека на чтение судеб и иногда-таки позволяют заглянуть в будущее? Ими займемся.

Откуда вообще взялось понятие «судьба», загадочное и бестолковое, неудобное ни информационной, ни материальной природе? Оно взялось из парадокса взаимодействия двух природ: материальной и информационной. Соответственно, если:

времяспособ взаимодействия информационной и материальной природы;
реальность – его продукт;
фокусировкапричина;
тархиошибка;
то судьба – самый что ни на есть парадокс.

С точки зрения материальной природы, наша жизнь похожа на киносеанс: прошел один эпизод, начался другой. Так кадр за кадром. С точки зрения природы информационной, кино уже снято. Финал известен, и кто-то, возможно, уже получил за него «Оскара». Чего в нашей жизни больше, предопределенности или личного фактора? Режиссер получает сценарий, изучает его и дорабатывает детали. Теон, который замыслил судьбу человека, тоже имеет идею, сюжет, и возможность вносить изменения. Киногерой не позволит себе отступить от сценария. (Хотя… надо отдать им должное, попытки бывают). Человек, в отличие от «героя», норовит переписать судьбу всякий раз, когда «сценарий» перестает ему нравиться. Начиная с ненавистной каши, которую кладут ему в рот, кончая побегом из больничной палаты, где он должен скончаться в окружении наследников. Парадокс судьбы заключается в том, что она реально написана, а мы также реально переписали все что смогли, просто не имели возможности оценить проделанную работу. На выходе получился окончательный вариант, он же единственный, как снятая кинолента. Он же лег на полку архива. Какие горы нам удалось свернуть на пути, а какие остались? Вся информация нашего судьбоносного творчества, все дубли «рабочего материала», которые не вошли в шедевр, полетели в корзину, чтобы эти самые полки хранили архивы логичных, реальных процессов. (Но, надо отдать им должное, мусора хватает даже в архивах).

Итак, откуда берутся фракталы, объекты исследования инфографии – великого и ужасного раздела науки информологии… «буквы», собранные из линий синхронизации в относительно читаемый текст? И почему нам, людям, читать фракталы нет никакого смысла? Фракталы берутся из одной огромной, бардачной, запутанной и непомерно амбициозной кучи хлама, которая называется «ЧЕЛОВЕЧЕСТВО САМО ВЕРШИТ СВОИ ДАВНО НАПИСАННЫЕ СУДЬБЫ». Ведь все, что мы творим поперек судьбе… все, что у нас получается хорошо и не очень, надо как то оформить в виде реальности. Продукт совместного творчества теона и человека должен прилично выглядеть с одной стороны, и не вывалиться за рамки здравого смысла, с другой. Если кому-то кажется, что это простая задача, которая решается сама собой, напомню: реальность – ПРОДУКТ!!! взаимодействия информационной и материальной природы. Ни один уважающий себя продукт не возникает сам по себе. На него затрачена чья-то работа, соответственно, возложены некоторые надежды. У продукта может отсутствовать здравый смысл, но товарный вид должен присутствовать при любом раскладе.

Информационной природе несложно противостоять судьбоносному творчеству человека, когда вся «паства» -- Адам да Ева. Но, чем ближе полдень -- тем гуще тень на плетень. Чем больше чудит человек, чем больше «творит судьбу», тем больше сбоев и путаниц. Чтобы избежать ошибок, природа составляет шпаргалки. «Линия жизни», нарисованная на ладони, типичный тому пример. Фрактал на роговице глаза – целый лист из учебника, вырванный на экзамене ленивым студентом. Когда судьба берет человека за руку, она должна точно знать, куда его отвести. У нее за плечами огромный опыт, а впереди грандиозные планы, но человек вырывается. Чем успешнее вырывается человек, тем больше переписанных массивов. Чем больше переписанного, тем длиннее шпаргалки. Чем длиннее шпаргалки, тем заметнее они торчат из карманов. Чем заметнее торчат шпаргалки, тем глупее выглядит пользователь. Графических фракталов уже недостаточно. На смену кофейной гуще приходят карты, гадалки, экстрасенсы и победители конкурса пианистов, которые играют «так себе», но всех «обыгрывают». Такие шпаргалки не то, что в карман… ни в какие ворота не лезут. Что делать? Теону надо ориентироваться, чтобы держать под контролем общий процесс. У него, бедняги, «пианистов» -- сводный оркестр. Его фальшивые ноты уже слышны немузыкальному уху: ложная память – мы помним события, которых не было, и этими (ложными) воспоминаниями дезориентируем себя и теон. Чем изощренней шпаргалки, тем больше путаницы. Чем больше путаницы, тем труднее распутать. Персонажи начинают выпадать из хроналов. Если сейчас спонтанные «выпадения» – случаи недоказанные, в которые можно не верить, то однажды от подобных фактов станет невозможно отмахнуться. Они будут такими же естественными, как полеты в космос. Провидцы среди людей – те же «успехи» неуемной судьботворной активности человека. Из-за них приходится переписывать сюжет каждый раз, когда персонаж отступил от сценария. Мусорных копий все больше, все меньше шанса систематизировать реальность и утилизировать хлам. Люди со сбитыми настройками мозга, способные изобрести велосипед раньше, чем колесо – еще одна издержка. Природа тормозит, не успевает контролировать процессы, а мы пожинаем плоды торможения.

В большинстве своем сбитые настройки мозга сами по себе говорят о том, что их обладатель – герой другого романа, другого хронала, относительно которого, настройки, возможно, в порядке. Мы, проживая яркую интересную жизнь и, достигнув признания, вдруг вспоминаем, что этот путь нам предсказала цыганка в детстве. Правильно! Если теон приготовил судьбу конкретному человеку, он не должен его перепутать с соседом по парте. Но мальчишки сдружились. Вместо того чтобы разойтись по секциям и кружкам, вместе валяют дурака после занятий. Чтобы подстраховаться, теон переложил часть своей работы на родителей будущего гения, когда тот еще спал в коляске. Подвел цыганку (женщину с наследственно сбитыми настройками мозга) и объяснил, что ребенка надо сразу отдать в музыкальную школу, чтобы не валял дурака, не мучился выбором между футболом и рисованием. Чтобы как можно раньше встал на путь, который приведет его, великого композитора, к мировому признанию. Прибегая к услугам гадалки, теон не просто подстраховался. Он переложил часть ответственности на других заинтересованных лиц: пусть семья трудится над проектом. Пусть пошевелится вся родня, подумает, на какие средства купить рояль. Почему теон один должен тянуть телегу? Пусть и цыганка подзаработает, ее услуги теону еще пригодятся.

Следующий вопрос: откуда берутся загадочные, непостижимые чтецы фракталов и предсказатели судеб? Ответ: из той же огромной бардачной кучи, которая называется «ЧЕЛОВЕК – ВЕРШИТЕЛЬ СУДЬБЫ». Хироманты и ясновидцы не просто ухитряются почесть информацию, не предназначенную для чтения. Они стихийно закладывают основы науки, которая к человечеству отношения не имеет. Науки, которая для человека вредна и опасна. Постигая ее, человек теряет поводыря, который видит дальше на миллионы лет. От таких наук человек не прозреет, только добавит в мировоззрение хаоса и бессмыслицы. Человек, который однажды решил, что может обойтись без теонов, по сути, отказался от самой интересной части самого себя.
Надо ли читать и трактовать фракталы -- однозначного ответа не существует. Причина этому удивительно проста и также удивительно неожиданна. Теоны сами небезупречны в чтении и трактовке фракталов, но теоны не создают наук, которые позволяют системно двигаться к истине: из цифр строить сложные формулы, из букв –понятия. Как только в области инфографии начнутся открытия, теоны сядут за парту рядом с человеком, но будут учиться во сто крат прилежней. Им, в отличие от нас, чтение свободных фракталов смертельно необходимо. И если человек в понимании процесса где-то опередит теон – это будет непростительная дерзость, за которой последуют и поощрения, и наказания.


Рейтинг@Mail.ru